Передают, что Абу Вакид ал-Ляйси рассказывал: «Вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы отправились в Хунейн. В то время мы были еще новообращенными мусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у язычников было дерево, у которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нем свое оружие, и который называли Зат Анват (“Имеющая подвески”). Так вот, когда мы проезжали мимо этого дерева, то сказали: “О Посланник Аллаха, сделай для нас Зат Анват – такой же, как и у них”. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:“Аллах Превелик! Это – дороги прежних народов! Клянусь Тем, в Чьей Руке находится моя душа, вы попросили то же, что попросили у Мусы сыны Исраиля: «Сделай и нам божество – такое же, как и у них». Он сказал: «Воистину, вы – невежественные люди.Вы обязательно последуете по дорогам своих предшественников!”» ат-Тирмизи 2181, Ахмад в «Муснаде» 218/5
Абу Вакид аль-Ляйси аль-Харис ибн Ауф — известный сподвижник, который умер в 68 году хиджры в возрасте 85 лет.
В этом хадисе указание на то, что искать благодати у деревьев и чего-либо подобного этому является многобожием и обожествлением чего-то, помимо Аллаха, Свят Он и Пречист!
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
- Указание на то, что искать благодати у деревьев и камней и подобных им вещей является многобожием.
- Указание на то, что у того, кто оставил какую-то ложь, к которой он привык, нет гарантии в том, что в его сердце не осталось ничего из этой лжи.
- Указание на то, что причиной поклонения идолам было их возвеличивание, пребывание возле них, прошение благодати от них.
- Указание на то, что человек может думать о чем-либо, что это нечто благое, которое приближает его к Аллаху, а на самом деле оно отдаляет его от Всевышнего.
- Указание на то, что Сунной является, чтобы мусульманин произносил тасбих («Субхан Аллах») и такбир («Аллаху Акбар»), если слышит то, что не следует говорить в вопросах религии или же когда слышит что-то удивительное.
- Указание на сообщение Пророка, да благословит и приветствует его Аллах о том, что многобожие в этой общине обязательно случится, так оно и случилось.
- Указание на одно из чудес Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которое проявилось в сообщении им того, что будет происходить в будущем в его общине.
- Указание на запрет уподобления в чем-либо людям невежества, также иудеям и христианам, если только нет довода на то, что это тоже является из нашей религии.
- Указание на то, что необходимо считаться с сутью вещей, а не с их названиями. Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил их требования с требованиями сынов Израиля, и не обратил внимание на то, что дерево называлось «Зат Анват».