Излишество в отношении праведников является причиной поклонения им помимо Аллаха

В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится толкование Ибн ‘Аббасом следующего высказывания Всевышнего Аллаха: «Они замыслили тяжкую хитрость и сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра”» (сура «Нух», аяты 22-23). Он сказал: «Это – имена праведников из народа Нуха. Когда они умерли, сатана внушил их народу, чтобы они воздвигли их статуи в местах их собраний и назвали их именами. Они поступили таким образом, но не поклонялись им поначалу. Когда же они умерли, и знания были забыты, им начали поклоняться» Бухари 4920

Ибн аль-Кайим сказал: «Некоторые ранние мусульмане поведали: Когда они умерли, люди стали усердно молиться на их могилах, затем соорудили их статуи, а когда прошло достаточно много времени, они стали поклоняться им».

Ибн Кайим – ученый и имам Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Аюб аз-Зари ад-Димашки, ученик шейхул-Ислама ибн Таймии, умер в 751 году хиджры, да смилуется над ним Аллах. Он оставил много известных и полезных трудов.

В этом предании указывается на то, что излишество в отношении праведников является причиной поклонения им помимо Аллаха.

Пользы, извлекаемые из этого предания:

  1. Указание на то, что излишество в отношении праведников является поклонением им помимо Аллаха и полным оставлением религии.
  2. Указание на предостережение от создания изображений и вешания их, особенно это касается изваяний или же картин каких-то великих людей.
  3. Указание на предостережение от хитрости шайтана, и на то, что шайтан всегда показывает ложь в обличии истины. 
  4. Указание на предостережение от новшеств и ереси, даже если у того, кто это делает, благие намерения.
  5. Указание на то, что все приведенное в данном предании является причинами, ведущими к многобожию, и поэтому необходимо предостерегаться от этого.
  6. Указание на должное понимание наличия знания и на вред от потери этих знаний. 
  7. Указание на то, что причиной потери знаний является смерть ученых.
  8. Указание на предостережение от слепого следования и на то, что оно может вывести того, кто слепо следует кому-либо, из Ислама.