Пример того, как излишнее почитание могил приводит к многобожию

Ибн Джарир передал хадис Суфьяна от Мансура о том, что Муджахид в своем комментарии к словам Всевышнего «Сообщите мне о Ляте и Уззе» (сура «ан-Наджм», аят 19) сказал: «Он готовил им кашу из крупы, а когда он умер, люди стали поклоняться на его могиле». То же самое рассказал Абу Джауза от Ибн Аббаса: «Он готовил для паломников кашу из крупы»

Ибн Джарир – это имам-хафиз Мухаммад ибн Джарир ат-Табари, составитель основного тафсира  Корана, который считается фундаментальным саляфитским тафсиром. Умер в 310 году хиджры, да смилуется над ним Аллах. 

Суфьян – вероятнее всего, это Суфьян ибн Саид ас-Саури, авторитетный имам, умер в 161 году хиджры, да смилуется над ним Аллах.

Мансур – это Ибн Муутамир, авторитетный факих, умер в 132 году хиджры, да смилуется над ним Аллах.

Муджахид – это Ибн Джабир, авторитетный имам в тафсире, брал знания от Ибн Аббаса и других ученых-сподвижников, умер в 104 году хиджры, да смилуется над ним Аллах.

Абу Джауза – это Аус ибн Абдуллах ар-Рабаи, известный авторитетный человек, умер в 83 году хиджры, да смилуется над ним Аллах. 

Передают от Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял женщин, которые посещают могилы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает на них светильники» Абу Дауд 3236, Тирмизи 320, Ибн Маджах 1575, Ахмад в «Муснаде»  337, 324, 287, 229/1

В этом хадисе указывается на запрет излишеств в отношении могил, потому что это превращает их в идолы, которым впоследствии поклоняются. 

Пользы, извлекаемые из этого хадиса:

  1. Указание на запрет излишества в отношении могил, потому что это приводит к многобожию, т.е. к тому, что люди начинают поклоняться им.
  2. Указание на запрет освещения могил, потому что это также является причиной, приводящей к поклонению этим могилам.
  3. Указание на то, что излишество в отношении могил относится к смертельным грехам.
  4. Указание на то, что совершение молитвы у могил запрещено по причине страха от многобожия, а не из-за того, что места погребений являются оскверненными, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул вместе тех, кто превращает могилы в мечети и зажигает на них светильники, и проклял обе эти категории людей именно за это, а не потому, что эти места являются скверными для совершения на них поклонения.