Запрет приписывать милости Аллаха кому-то, помимо Него

Зейд ибн Халид, да будет доволен им Аллах,  рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил с ними утренний намаз в Худайбийи сразу после выпадения дождя. После совершения намаза он повернулся к людям и сказал: «Известно ли вам, что сказал ваш Господь?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше». Тогда Пророк да благословит его Аллах и приветствует, произнёс: «Он сказал: «Среди Моих рабов выявились верующие в Меня и неверующие». Если человек говорит, что дождь выпадает благодаря Аллаху и Его милости, то он верит в Меня и не верит в звёзды. Если же человек говорит, что дождь выпадает благодаря (или по причине) такой-то звезде, то он не верит в Меня, а верит в звёзды» Бухари 846, Муслим 71

Муслим, да смилуется над ним Аллах,  передал похожий хадис от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором говорится, что некоторые из людей сказали: «Оправдала надежду такая-то звезда». И тогда Аллах ниспослал следующие аяты:

﴿ فَلا أُقْسِمُ بِمَوَاقِعِ النُّجُومِ * وَإِنَّهُ لَقَسَمٌ لَوْ تَعْلَمُونَ عَظِيمٌ إِنَّهُ لَقُرْآنٌ كَرِيمٌ * فِي كِتَابٍ مَكْنُونٍ * لا يَمَسُّهُ إِلا *الْمُطَهَّرُونَ * تَنْزِيلٌ مِنْ رَبِّ الْعَالَمِينَ * أَفَبِهَذَا الْحَدِيثِ أَنْتُمْ مُدْهِنُونَ * وَتَجْعَلُونَ رِزْقَكُمْ أَنَّكُمْ تُكَذِّبُونَ ﴾

«Клянусь местами заката звезд. Если бы вы только знали, что это — клятва великая. Воистину, это — Досточтимый (Священный) Коран, находящийся в хранимом Писании. К нему прикасаются только очищенные. Он ниспослан Господом миров. Неужели вы не веруете в это повествование и делаете ваш удел тем, что считаете ложью истину?» сура «аль-Уакиа», аяты 75-82, Муслим 73

Зейд ибн Халид, да будет доволен им Аллах — это известный сподвижник. 

В этом хадисе указание на запрет приписывания выпадения дождя какой-то звезде и на то, что это названо неверием и ложью.

Пользы, извлекаемые из этого хадиса:

  1. Указание на запрет приписывания выпадения дождя какой-то звезде и на то, что это названо неверием.
  2. Указание на узаконенность обучения людей и указывания им на то, что противоречит правильному вероубеждению.
  3. Указание на обязательность благодарности Всевышнему Аллаху за Его милость и на то, что запрещено приписывать милость кому-то, помимо Него.
  4. Указание на метод обучения людей путем вопроса и ответа, так как это способствует тому, что знание глубже западает в душу обучаемого.
  5. Указание на то, что если кого-то спросят о том, чего он не знает, то он должен воздержаться от ответа и предоставить разъяснение тому, кто это знает. 
  6. Указание на описание Аллаха качеством милости.
  7. Указание на то, что есть неверие, которое не выводит человека из религии.