«Хадис от Итбана ибн Малика, да будет доволен им Всевышний Аллах, который передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах сделал запретным Огню того, кто скажет: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», — желая этим Лика Аллаха»»» (Ахмад 44/4, аль-Бухари 425, Муслим 33).
Итбан ибн Малик ибн Амр ибн Иджлян аль-Ансари из рода салим ибн ауф, известный сподвижник, умер при правлении халифа Муавии, да будет доволен ими Аллах.
В этом хадисе явное указание на достоинство таухида и на то, что он гарантирует тому, кто умрет на нем, спасение от Огня. То есть таухид является причиной защиты от Огня, а так же искуплением грехов.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
- Указание на достоинство таухида и на то, что он является спасением от Огня и искуплением пригрешений.
- Указание на то, что для утверждения веры недостаточно простого произношения свидетельства без убежденности сердцем, как это соответствовало положению лицемеров (мунафиков).
- Указание на то, что недостаточно убежденности сердцем без произношения свидетельства веры, как это сответствовало положению Фараона.
- Указание на запретность Огню тех людей, которые придерживаются полного единобожия.
- Указание на то, что дела не помогут человеку, если его свидетельство не будет ради Лика Аллаха, а сами дела не будут соответствовать Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
- Указание на то, что тому, кто свидетельствует, что нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, но вместе с тем поклоняется не Всевышнему Аллаху, это свидетельство не поможет. Например, тем, кто свидетельствуя, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, поклоняются могилам, взывают с просьбами к умершим и приближаются к ним различными видами поклонения.
- Указание на подтверждение того, что Всевышний Аллах обладает таким атрибутом как Лик, который соответствует Его величию.