Хадис от Хусейна ибн Абу Абдурахмана, который рассказывал: «Я был как-то у Саида ибн Абу Джубейра (ученик Ибн ‘Аббаса, которого в свое время казнил Хаджадж ибн Юсуф) и он спросил: «Кто из вас видел звезду, которая упала вчера?». Я ответил: «Я видел». Затем я сказал: «Но я не был в намазе, а был ужален». И он спросил: «И что же ты сделал?». Я ответил: «Прочитал заклинание». И он спросил: «А что побудило тебя к этому?». Он ответил: «То, что рассказал нам аш-Ша’би». Он спросил: «А что он вам рассказал?». Я ответил: «Он рассказал нам, что Бурайда ибн Хусейб сказал: «Лучшим лечением от сглаза или укуса змеи, или скорпиона является заклинание (рукъия)». И тогда Саид ибн Джубейр сказал: «Хорош тот, кто усвоил услышанное». Далее он сказал: «Однако Ибн ‘Аббас рассказал нам, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне были показаны все общины, и я увидел пророка, с которым было всего лишь несколько человек и другого пророка, с которым был один или двое, и видел такого пророка, с которым не было никого. Вдруг передо мной показалось великое множество людей, и я подумал, что это — моя община, однако мне было сказано: «Это Муса и его община! А теперь посмотри в другую сторону». И я посмотрел туда и увидел еще множество людей, и мне было сказано: «Это — твоя община. 70 000 из них войдут в Рай без расчета и мучений». После этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся и вошел в свой дом. И люди стали рассуждать о тех, кто войдет в Рай без расчета и мучений. Некоторые из них сказали: «Может быть ими будут сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?» Другие же сказали: «А может быть ими будут те, которые родились в Исламе и не поклонялись никому, кроме Аллаха?». Высказывались и другие подобные предположения. А затем вышел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил их: «О чем вы говорите?». И они сообщили ему, о чем шла речь. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это те люди, которые не просят, чтобы им прочли заклинания, и не делают прижиганий и не просят об этом, не верят в суеверия и уповают только на своего Господа». После этого со своего места поднялся Уккаша ибн Михсан и сказал: «О посланник Аллаха, попроси Аллаха сделать меня одним из них». На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты из их числа». Затем со своего места поднялся другой человек и сказал: «Попроси Аллаха причислить и меня к ним». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Уккаша опередил тебя в этом»
аль-Бухари 3410, Муслим 220, ат-Тирмизи 2448, ад-Дарими 2810, Ахмад 271/1
Хусейн ибн Абу Абдуррахман ас-Салями аль-Хариси был последователем табиинов. Умер в 136 году хиджры в возрасте 93 лет, да будет доволен им Аллах.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
- Указание на достоинство праведных предшественников, которое проявлялось в том, что, видя небесное явление, они не считали это чем-то обычным, а считали это знамением из знамений Аллаха.
- Указание на стремление предшественников к искренности и на то, что они избегали всех причин ведущих к показухе. Поэтому Хусейн, сказав: «Я видел», — то есть: «Я не спал», добавил: «Но я не был в намазе», — дабы люди не подумали, что он не спал, потому что выстаивал ночь в молитве. Нет, он сказал: «Я был ужален».
- Указание на необходимость требования довода и на то, что следует жить в соответствии с доводом.
- Указание на то, что тот, кто узнает довод и живет в соответствии с ним, поступает хорошо. Как сказано об этом в данном сообщении: «Хорош тот, кто усвоил услышанное», — то есть такой человек достоин похвалы.
- Указание на то, что знания необходимо доносить с мягкостью и мудростью.
- Указание на дозволенность рукъии.
- Указание на обучение того, кто практикует что-то из шариата лучшему чем то, что он практикует.
- Указание на достоинство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которое проявилось в том, что ему были показаны прошлые общины. И в этом было две пользы:
а) Для обрадования его тем, что за ним последовало много людей, в отличие от тех пророков, за кем последовали один, два человека или вообще не последовал никто.
б) Для указания достоинства Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в том, что его община будет самой многочисленной.
- Указание на то, что у разных пророков было разное количество последователей.
- Указание на то, что истина не познается через большинство. Ведь в Судный день придут пророки, у которых будет два, один или вообще ни одного последователя. И в этом указание на то, что правильность, праведность и правдивость призывающего не познается большим количеством его последователей.
- Указание на то, что является обязательным следовать за истиной, даже если количество приверженцев этой истины малочисленно.
- Указание на достоинство Мусы, мир ему, и его общины, которых также было много, и на то, что они самые многочисленные после нашей общины.
- Указание на то, что Аллах отдал предпочтение Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, перед другими пророками, сделав его общину самой многочисленной.
- Указание на достоинство истинного единобожия и вознаграждения за него.
- Указание на то, что дозволено дискутировать в вопросах знания. Ведь когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил им вышеизложенную весть и зашел домой, сподвижники начали обсуждать это. То есть дозволено дискутировать в вопросах знания, приводя шариатские тексты для извлечения пользы из них и выявления истины.
- Указание на достоинство знаний предшественников, которые понимали то, что те, о ком говорится в этом хадисе, достигли такой степени только по причине деяний.
- Указание на стремление сподвижников к добру и к благим делам.
- Указание на то, что оставление рукъии и прижигания является воплощением таухида.
- Указание на то, что дозволено просить живого праведного человека сделать за тебя ду’а.
- Указание на чудо из чудес Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которое проявилось в том, что он сообщил, что Уккаша из этих 70000, то есть из обитателей Рая, и он действительно погиб, желая стать шахидом, в борьбе против вероотступников.
- Указание на достоинство Уккаши ибн Михсана и на то, что он из обитателей Рая.
- Указание на благие нравы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и на дозволенность использования многозначных выражений с целью избежать обиды человека. Когда второй человек встал и обратился к нему: «Попроси Аллаха причислить и меня к ним», — Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал ему: «Нет! Ты не из них!», — а прекраснейшим образом ответил ему: «Уккаша опередил тебя».
- Указание на то, что следует пользоваться моментом для приобретения плодов блага, как это сделал Уккаша, который попросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обратиться к Аллаху с мольбой, чтобы Он сделал его из числа тех 70000, которые войдут в Рай без расчета.