Хадис от Ибн ’Аббаса о том, с чего необходимо начинать призыв к единобожию

Хадис от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, который рассказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправляя Муаза в Йемен, сказал ему: «Ты придешь к народу, который относится к людям Писания. Пусть первым, к чему ты призовешь их, будет свидетельство, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха (в другой версии говорится: «Призови их к поклонению одному Аллаху»). Если они покорятся тебе в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их совершать ежесуточно пять намазов. Если они покорятся тебе и в этом, то дай им знать, что Аллах обязал их богатых делать пожертвования в пользу их бедных. Если они покорятся тебе и в этом, то не смей посягать на их отборное имущество и бойся мольбы угнетенного, ибо между ней и Аллахом нет преграды»

Бухари 1395, Муслим 19, ат-Тирмизи 625, Абу Дауд 1584, Ахмад 233/1

Соответствие хадиса главе в том, что первое, к чему необходимо призывать — это свидетельство «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха», так же в нем указание на то, что необходимо с этим призывом посылать знающего. 

Пользы, извлекаемые из этого хадиса:

  1. Указание на то, что узаконено посылать в другие страны или города знающего человека для распространения единобожия. 
  2. Указание на то, что свидетельство «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха» является первым, к чему обязательно призывать людей.
  3. Указание на то, что свидетельство «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха» подразумевает единобожие в поклонении Аллаху и оставление поклонения чему-либо, кроме Него.
  4. Указание на то, что нельзя судить о многобожнике, как об уверовавшем в Ислам, пока он не произнесет полное свидетельство: «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммад — Его раб и посланник».
  5. Указание на то, что человек может быть чтецом, ученым, но при этом не знать смысла шахады, или же знать его смысл, но не жить в соответствии с ним, как это соответствует положению людей Писания.
  6. Указание на то, что обращение к ученому должно быть отличным от обращения к невежде.
  7. Указание на то, что человек, особенно призывающий, должен иметь твердые знания о своей религии, чтобы рассеять сомнения тех, кто их сеет. 
  8. Указание на величие статуса молитвы, которая стоит после двух свидетельств «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха и Мухаммад — Его раб и посланник».
  9. Указание на то, что закят является обязательным столпом Ислама после молитвы.
  10. Указание на тех, кому выплачивается закят, а это – бедняки, а также на то, что достаточно давать закят только им.
  11. Указание на запрет брать закят из лучшего имущества, кроме как с дозволения хозяина.
  12. Указание на предостережение от зла и на то, что, если человек, будучи притесненным, сделает дуа (мольбу Аллаху) против притеснителя, то Аллах ответит ему, даже если этот человек является грешником.