Ахмад приводит слова Мухаммада ибн Джафара от Ауфа [ибн Абу Джамили] от Хайяна ибн аль-Аля от Катана ибн Кабисы от его отца [Кабисы ибн Махарика], который слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «’Ияфа, таркъ и суеверие являются джибтом» Ахмад в «Муснаде» 477/3, Абу Дауд 3907, Ибн Хиббан 1426
Ауф сказал: «’Ияфа — это предсказание по направлению полёта птиц, а таркъ — это черчение линий на земле».
Аль-Хасан аль-Басри сказал, что джибт — это отголосок шайтана (цепочка передатчиков данного сообщения хорошая, Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Хиббан передают его в «Сахихах» от этих же передатчиков)».
Виды колдовства в которые люди попадают больше всего, так как они являются скрытыми от них, вплоть до того, что они принимают их за чудеса своих предков. Эти действия привели к тому, что люди стали поклоняться тем, кто делал подобные вещи, и попали в великое многобожие.
Ахмад – имам Ахмад ибн Ханбаль.
Мухаммад ибн Джафар – учитель имама аль-Бухари из Басара, известный передатчик.
Ауф – Ибн Абу Джамиля известен как достойный передатчик.
«От его отца», то есть от Кабисы ибн Мухарика аль-Халяли — известного сподвижника.
Аль-Хасан – это Хасан аль-Басри.
В этих хадисах указание на разъяснение того, что «`ияфа», «таркъ» и гадание по полету птиц являются частью джибта, который является колдовством, противоречащим единобожию.
Пользы, извлекаемые из этих хадисов:
- Указание на запретность заявления человеком о знании сокрытого, потому что это противоречит единобожию.
- Указание на запретность веры в приметы, так как это противоречит единобожию или его полноте.
- Указание на запрет музыкальных инструментов, развлекательных вещей и всех их видов, так как они противоречат поклонению Всевышнему Аллаху и полноте единобожия.
- Указание на то, что предметы развлечения, как песни или дудочки и другие музыкальные инструменты — все они относятся к отголоскам шайтана, который только и занимается прикрытием всех путей к Всевышнему Аллаху.