Абу аль-‘Аббас сказал: «Аллах отверг все то, на что надеются многобожники. Он сообщил, что никто, кроме Него, не владеет собственностью самостоятельно и не является ее совладельцем. Он также сообщил, что у Аллаха нет помощников. Таким образом, остается только заступничество, однако оно принесет пользу только тем, кому позволит Господь. По этому поводу Аллах сказал:«Они заступаются только за тех, кем Он доволен» сура «аль-Анбия», аят 28
Заступничества, на которое уповают многобожники, не будет в День воскресения, поскольку Коран отвергает его. Пророк же сообщил, что он придет и падет ниц пред своим Господом, воздавая хвалу Ему. Он не начнет заступаться за людей первым, но затем ему будет сказано: «Подними голову и говори, и ты будешь услышан, проси, и ты получишь, заступайся, и твое заступничество будет принято» аль-Бухари 6/264,265, 8/300, Муслим (194)
Как-то Абу Хурайра спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Кто те счастливейшие из людей, которые заслуживают твоего заступничества?» Он сказал: «Это те, кто сказал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, от чистого сердца» Ахмад 2/373, аль-Бухари 1/173,174, ан-Насаи 11/385
Такого заступничества, с позволения Аллаха, будут удостоены люди, которые искренне поклонялись одному Аллаху, а те, которые приобщали сотоварищей к Аллаху, не получат его.
Суть этого состоит в том, что Пречистый Аллах Сам окажет милость Своим искренним рабам, простив их ради мольбы того, кому Он позволит заступиться за них. Тем самым Аллах окажет ему честь и удостоит его достохвального места.
Однако Коран отвергает заступничество, в котором есть элементы многобожия, и поэтому во многих местах упоминается заступничество только с позволения Аллаха. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также разъяснил, что заступничества будут удостоены только приверженцы единобожия, которые искренне поклонялись одному Аллаху»
Абу Аббас – это шейхуль-Ислам Таккиюддин Ахмад ибн Абдиль Халим ибн Абди Салям ибн Таймия, известный имам, автор многих полезных трудов, умер в 728 году по хиджре, да смилуется над ним Аллах.
Суть того, что автор привел слова шейхуль-Ислама ибн Таймии, заключается в том, что в них содержится разъяснение и толкование тех аятов, которые пришли в этой главе:
- В них описание отрицаемого заступничества и описание подтверждаемого заступничества.
- Упоминание большого заступничества, а это — достохвальное место и то, что будет делать Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пока ему не будет позволено делать заступничество.
- Упоминание того, что самыми счастливыми людьми, удостоенными заступничества, будут обладатели правой веры.
Польза, извлекаемая из всего этого: указание на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обладает шестью видами заступничества:
- Величайшее заступничество, которое будет дано только нашему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а это заступничество за тех, кто соберётся в Судный день, чтобы Всевышний Аллах рассудил между ними, и чтобы Аллах избавил их от этого стояния.
- Заступничество за обитателей Рая, чтобы они вошли в Рай.
- Заступничество за грешников, которые должны войти в Ад, чтобы они не вошли в него.
- Заступничество за грешников, которые вошли в Огонь, чтобы они вышли оттуда.
- Заступничество за людей из числа обитателей Рая, чтобы увеличить их вознаграждения и чтобы возвысить их степень.
- Заступничество Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за своего дядю Абу Талиба, чтобы Всевышний Аллах облегчил ему наказания в Огне.