Аят: Воистину, ты не можешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил

﴿ إِنَّكَ لا تَهْدِي مَنْ أَحْبَبْتَ وَلَكِنَّ اللَّهَ يَهْدِي مَنْ يَشَاءُ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ ﴾

«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем» сура «аль-Касас», аят 56

В аяте содержится опровержение поклоняющимся могилам, которые имеют убеждения в отношении пророков и праведников, что те могут приносить им пользу или же оберечь их от вреда. И проявляется это опровержение в том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, старался наставить на прямой путь своего дядю при его жизни, но ему не было это облегчено, и он попросил за него прощения у Всевышнего Аллаха после его смерти, но ему это было запрещено. И Аллах разъяснил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не может наставить на прямой путь того, кого он любит. И в этом указание на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не владеет ни пользой, ни вредом, а другие тем более не владеют ими. 

В этом аяте указание на явное доказательство тому, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не владеет ни пользой ни вредом, не может что-то дать или что-то запретить из того чем владеет только Всевышний. Также в нем указание на то, что всем владеет Всевышний Аллах. И поэтому в этом аяте содержится опровержение тем, кто взывает к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он избавил их от несчастья или же исполнил их нужды. 

Пользы, извлекаемые из этого аята:

  1. Указание на опровержение тем, кто убежден, что угодники приносят пользу или могут чем-то навредить, или же управляют чем-то, после своей смерти, и что якобы Аллах проявил к ним щедрость, дав возможность управлять бытием.
  2. Указание на то, что наставление на прямой путь только в руках Всевышнего Аллаха.
  3. Указание на подтверждение знания Всевышнего Аллаха, Свят Он и Пречист.
  4. Указание на подтверждение мудрости Всевышнего Аллаха, Свят Он и Пречист.
  5. Указание на несостоятельность связывать себя с кем-то, кроме Всевышнего Аллаха.