В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится рассказ Ибн аль-Мусайаба от имени его отца: «Когда Абу Талиб был при смерти, к нему пришел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Рядом с умирающим в то время находились ‘Абдуллах ибн Абу Умейа и Абу Джахль. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему:“О дядя, скажи: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”.Благодаря этим словам я смогу защитить тебя перед Аллахом”. Двое присутствующих сказали ему: “Неужели ты отказываешься от веры ‘Абд аль-Мутталиба?” Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повторил свои слова, и они повторили свои. И его последними словами были слова о том, что он остается в вере ‘Абд аль-Мутталиба и отказывается провозгласить, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:“Я обязательно буду просить прощения для тебя, если это не будет мне запрещено”».
Тогда Великий и Могучий Аллах ниспослал ему следующее откровение:
«Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада» сура «ат-Тауба», аят 113
А в отношении Абу Талиба Аллах ниспослал следующий аят:
«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем» сура «аль-Касас», аят 56 Бухари 1320, Муслим 24, Ахмад в «Муснаде» 168/5, 433
Что касается Ибну Мусайаба — это Саид ибну Мусайаб, один из ученых и больших факихов из числа табиинов, который умер после 90-года хиджры. Его отец Мусайаб был сподвижником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и умер во время правления Усмана, да будет доволен ими Аллах.
В этом хадисе указание на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не владеет пользой даже для своих самых близких людей, что указывает на несостоятельность связывания себя с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, с убежденностью, что он может принести пользу или же предотвратить вред. И если это обстоит таким образом относительно Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, то любой другой тем более заходит под это.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
- Указание на дозволенность посещения больного многобожника, если есть надежда на принятие им Ислама.
- Указание на вред плохих товарищей и плохих друзей для человека.
- Указание на то, что смыслом свидетельства «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха» является оставление поклонения идолам, угодникам и праведникам, обязательность поклонения только одному Всевышнему Аллаху, Свят Он и Пречист. В нем также указание на то, что многобожники знали смысл этого свидетельства.
- Указание на то, что тот, кто произнесет свидетельство «Нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха» на основе знания и убежденности и веры, тот входит в Ислам.
- Указание на то, что с делами считаются в соответствии с их концом.
- Указание на запретность мольбы о прощении за многобожников и на запретность дружбы с ними, а также на проявление любви к ним.
- Указание на несостоятельность действий тех, кто связывает себя с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, или с кем-то другим, думая, что тот способен принести ему пользу или вред.
- Указание на опровержение тем, кто полагает, что якобы Абу Талиб был мусульманином.
- Указание на вред слепого следования за верой отцов, или за уважаемыми людьми, когда их слова превращают в довод и возвращаются к ним, при разногласиях между людьми.