Пользы и выводы из хадиса: «Не достичь величия общине, в которой слабый не может взять причитающееся ему»

Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

«Однажды один бедуин пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, требовать возврата долга. Он стал напирать и говорить: „Я буду давить на тебя, пока ты не вернёшь мне мой долг прямо сейчас!“ Тогда сподвижники стали ругать этого человека и говорить: „Горе тебе! Разве ты не знаешь, с кем говоришь?!“ Он сказал: „Поистине, я требую свои права“.
Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал своим сподвижникам: „Вам следовало встать на сторону того, с кем истина“. После чего он послал человека к Хауле бинт Къайс со следующими словами: „Если у тебя есть финики, то одолжи их нам, пока мы не получим наши финики, с которых вернём тебе долг“. Она ответила: „Конечно, да станет мой отец выкупом за тебя, о Посланник Аллаха!“ Когда она дала финики, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вернул бедуину долг и дал ему ещё сверх того, что был должен, на что бедуин сказал: „Ты вернул всё сполна, да одарит тебя Аллах сполна!“Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: „Такие люди (возвращающие долги сполна и занимающие сторону тех, с кем истина) являются наилучшими“. После чего добавил: „Воистину, не достичь величия той общине, в которой слабый не может взять причитающееся ему по праву, кроме как испытав тревогу“».

Этот хадис приводят Ибн Маджах 2426 и аль-Баззар 1352. Хафиз аль-Бусыри и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «Мисбах аз-зуджаджа» 2/46, «Сахих ат-Таргъиб» 1818.

Некоторые пользы, извлекаемые из этого великого хадиса:

  • Указание на то, как местность и окружение влияют на поведение и характер человека. Ведь, несмотря на своё право, бедуин не проявил должного поведения с господином посланников, мир ему и благословение Аллаха. А в достоверном хадисе говорится: «Кто проживает в пустыне, ведя кочевой образ жизни, тот становится чёрствым». Ахмад 2/371, Абу Дауд 2859, 2860, ат-Тирмизи 2256. Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, аль-‘Аджлюни, аль-Альбани. См. «Кашф аль-хафа» 2/309, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1272.
  • Отсутствие мягкости со стороны отстаивающего свои права приводит к его осуждению даже со стороны благочестивых и праведных людей по причине его поведения и манеры, а не сути его слов.
  • Отстаивать истину необходимо даже тогда, когда она на стороне менее авторитетного и менее праведного человека, как это повелел делать своим сподвижникам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказавший: «Вам следовало встать на сторону того, с кем истина».
  • Ревность сподвижников, да будет доволен ими Аллах, в отношении прав Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
  • Скромность нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и отказ от использования своего великого положения среди мусульман.
  • Долги могут быть даже у праведных людей, и их наличие не указывает на непорядочность человека. Однако мусульманину не следует брать в долг, кроме как при необходимости, а не просто для расходования на развлечения, роскошь, и т.п. К тому же каждый обязан проявлять максимальное усердие в выплате долга, ведь Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах прощает шахиду всё, кроме долга». Муслим 1886.
  • Право кредитора давить на должника и публично требовать возврата долга. Однако проявлять мягкость в требовании возврата долга является желательным, ведь Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Да помилует Аллах человека, который проявляет великодушие, продавая, покупая и требуя возврата (своих денег)». аль-Бухари 2076.
  • Дозволенность возврата долга, срок которого подошёл, путем одалживания у другого, как это сделал Пророк, мир ему и благословение Аллаха, перезанявший финики для возврата долга у Хаули бинт Къайс, да будет доволен ею Аллах.
  • Дозволенность приблизительного упоминания срока возврата долга, как время сбора урожая, получения зарплаты, и т.п., когда в обществе знают о каких сроках идёт речь под тем или иным выражением. Ведь брать в долг следует с упоминанием какого-либо срока, пусть даже приблизительного, а не на неопределённый срок. Ведь Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писец записывает его справедливо» (2: 282).
  • Дозволенность возвращать сверх суммы долга, однако, чтобы это было без предварительной договоренности. На дозволенность этого указывают и другие прямые хадисы:

Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «Как-то я пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, на котором был мой долг, когда он находился в мечети. Он сказал мне: „Соверши два рак’ата“, после чего вернул мне долг с добавкой».

аль-Бухари 443, Муслим 715.

Учёные Постоянного комитета говорили: «Тот, кто дал в долг не имеет права требовать у должника свыше того, что он ему одолжил. Исключением является случай, когда должник сам возвращает с добавкой долг, будь эта добавка из разряда одолженного или чего-либо иного, если конечно не было на это предварительной договорённости и условий».

См. «Фатауа аль-Ляджна» 14/134.
  • Дозволенность обращения с мольбой к Аллаху за того, кто сделал тебе благо в его же присутствии, как это сделал тот бедуин, обратившийся с мольбой за Посланника, мир ему и благословение Аллаха, прямо перед ним, сказав: «Да одарит тебя Аллах сполна!»
  • О том, что побуждать к благому следует на личном примере, поскольку слова воплощённые в дела сильнее доходят до сердец, нежели только слова. И в упомянутом хадисе указание на то, как наш славный Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сам совершил предварительно то, к чему побудил членов своей общины.

А в хадисе со слов Абу Барзы и Джундуба, да будет доволен ими Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто обучает людей благому, забывая о себе, подобен фитилю (лампы), который дает людям свет, сжигая при этом себя».

ат-Табарани в «аль-Кабир» 1685, аль-Хатыб в «Икътида аль-‘ильм аль-‘амаль» 69. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 5837.
  • Побуждение к проявлению великодушия и щедрости.
  • Указание на то, что проявление благонравия смягчает сердца. Ведь этот бедуин поначалу вёл себя грубо, однако увидев благонравие Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его терпение, смягчился. Сказал шейх ‘Абдуль-Гъанни аль-Муджаддиди в комментарии к этому хадису: «В этом хадисе содержится указание на совершенство Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в проявлении сострадания и жалости к людям. Было сказано, что этот бедуин до этого случая был неверным, который принял Ислам после того, как увидел это великое благонравие. Он сказал: „О Посланник Аллаха, я никогда не видел более терпеливого, чем ты!“» См. «Инджаз аль-хаджа шарх Сунан Ибн Маджах» 6/126.
  • Имеющий долги имеет право преподносить подарки, подавать милостыню, и т.п., если не подошёл срок выплаты долга, и если человек предполагает, что это не отразится на своевременной выплате долга.
  • Достоинства тех, кто возвращает долги сполна и тех, кто встаёт на сторону сторонников истины, поскольку про них Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Такие люди являются наилучшими».
  • Указание на то, к чему должно стремиться общество для обретения величия и почёта.
  • Из признаков величия и почёта той или иной общины, является то, что слабый из их числа находится в спокойствии относительно своих прав даже во взаимоотношениях с теми, кто является наиболее влиятельным или власть имущим в этой общине. Но, к большому сожалению, в наше время слабый практически не в состоянии добиться выполнения своих прав, даже испытав тревогу и потрясения.

Просим Всевышнего Аллаха полезного знания, помощи в воплощении этого знания в делах, а также сделать нашу общину великой и благочестивой, в которой что слабый, что сильный равнозначно могут отстоять свои права!